понедельник, 27 февраля 2017 г.

Занятия с детьми. Часть 2. Простые опыты - 1

Вводная. 
Хочу сохранить на память хотя бы часть из того, чем мы занимаемся с детьми в сбодное от прогулок, игр и маминой работы время. Начали где-то в 3 года и 10 месяцев.
Цели:
1. Поддержать врожденное любопытство ребенка. В каждом опыте можно найти множество тем для "почему?" и "как?" и "что если?". 
2. Развлечь и напомнить некоторые физико-химические свойства мира маме. 
Поехали. 

Опыты



1. Выращиваем дрожжи.
Теплая вода, 2-3 ложки дрожжей, ложка сахара. Дрожжи едят сахар, выделяют углекислый газ. Что происходит, когда перчатка сдувается? Дрожжи съедают весь сахар или умирают? Сколько сахара могут съесть насыпанные дрожжи?









2. Получаем углекислый газ из кислоты и щелочи.
Кислотный раствор и сода в перчатке. Они реагируют в соотношении, примерно, 1 к 1 сухого вещества.









3. Содовые сухие бомбы.
Соду смешать с красителем, добавить немного воды, слепить шарики. Оставить до высыхания. Сделать кислотный раствор (уксусной или лимонной кислоты). Запускаем кораблики из фольги и устраиваем морской бой.





4. Содовые ледяные бомбы
Соду с водой и краской заморозить в формах для льда. Сделать кислотный раствор (уксусной или лимонной кислоты). У
страиваем морской бой.







5. Еще на кислотно-щелочную тему.
Содово-красительный лабиринт поливается кислотой.











6. Резиновое яйцо
Кислотный раствор (брали 9%уксусную), подкрасить для эффектности красителем. Положить в него яйцо так, чтобы раствор покрывал яйцо. Оставить на сутки, наблюдая, как постепенно сходит скорлупа и остается подскорлупная оболочка. Помыть и поиграть, пока не лопнет.







7. Поиски крахмала.
Проверяем с помощью йода, в каких продуктах есть крахмал.
В крахмальной воде и в картошке нашли, в молоке и воде - нет.










8. Подводный вулкан
Пузырек от лекарства наполнить подкрашенным спиртом (водкой) и закупорить пластилином. Прикрепить ко дну прозрачной миски, наполнить водой. Иглой проделать отверстие в пластилиновой пробке и наблюдать как будет "куриться" легкий алкоголь.
Здесь же можно поделать плоские лодочки из пластилина, которые будут держаться на воде. Если эти лодочки смять, то шарики пойдут на дно.



9. Переливание жидкостей (по А.Звонкину) на тему закона сохранения вещества.
Налить в 2 одинаковых стакана равное количество подкрашенной воды разных цветов (например, синюю и зеленую). Должно быть видно, что воды одинаковое количество. Затем зеленую воду разделить еще на два/три/пять стаканов с вопросом: какой воды больше? Затем снова слить в исходный стакан, показать, что воды одинаковое количество и перелить в стакан другого диаметра. Вопрос тот же. К удивлению взрослого, ребенок, скорее всего не осознает, что количество воды от переливания не меняется. Конечно, не стоит вбивать в ребенка правильный ответ, он еще не дорос :)



10. Равновесие. 
Кусочки морковки, зубочистка, вилки, тарелка, и то, куда можно воткнуть эту карусель. Натыкаем и аккуратно развешиваем, затем затем устанавливаем на зубочистке.
Держится! На зубочистке! И даже крутится, если аккуратно и не дышать!
Мне очень понравилось, а ребенок воспринял, как должное.







11. Пенный вулкан.
50мл моющего средства
18 таблеток гидроперита (для получения перекиси водорода 6%) 100 мл воды (или 100мл 1%перекиси)
10 гр сухих дрожжей, типа саф
50-100 мл теплой воды
Краситель
Если заменить гидроперит на привычную 1% перекись, то пена будет менее плотная, но тоже будет очень хорошо. Можно добавить 1 ст.л. сахара для уплотнения пены.
Смешать моющее средство с перекисью (таблетки растворить в воде), дрожжи развести в воде. После добавления дрожжей в смесь с перекисью начинается активная реакция. Нужно ли говорить, что это - хит? :)

12. Неньютоновская жидкость.
Все давно знают, что есть жидкости типа воды, а есть такие, которые меняют вязкозть, в зависимости от движения соседних слоев: чем больше мять, стучать, перемешивать, тем плотнее они становятся (ключ- неньютоновская жидкость). 2 части прохладной воды и 3 части крахмала смешать и наслаждаться необычным поведением жижи в руках.










13. Антиэмульсия
Налить воды, налить растительного масла, накапать ложкой подкрашенной воды, посыпать солью. Наблюдать движение пузырьков за счет разницы плотностей воды и масла, убедиться, что таким образом воду и жир не смешиваются.






14. Краник
В бутылке проделать отверстие, вставить кусочек трубочки, загерметизировать пластилином. Налить воды, закрыв трубочку пальцем, закрыть крышку. Через некоторое время вода перестанет течь. Приоткрыть крышку, впустив воздух (или другим способом изменить давление внутри бутылки, сжать, например) и вода потечет снова. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий